В ВКО студенты колледжей будут искать свой икигай
С 2019 учебного года в школах, колледжах и вузах по всей стране введен курс «Основы предпринимательской деятельности». Более 600 учителей Казахстана были обучены методике преподавания данного предмета. О том, как проходило обучение для преподавателей ТиПО в Восточно-Казахстанской области, рассказывает бизнес-тренер Асем Сапаргалиева.
В рамках государственного задания Национальная Палата предпринимателей «Атамекен» провела курсы повышения квалификации для преподавателей, которые должны будут обучить 50 тысяч студентов организаций технического и профессионального образования основам предпринимательства. Со второй половины сентября 2019 года на старших курсах колледжей в рамках факультативных 36 часов реализуется курс «Основы предпринимательской деятельности». Его планируется провести в первом семестре за 12 недель, а именно по 3 часа в неделю.
От Восточно-Казахстанской области НПП «Атамекен» были специально подготовлены 4 бизнес-тренера для обучения преподавателей колледжей. В их числе Асем Сапаргалиева - индивидуальный предприниматель, педагог системы ТиПО с 15-летним стажем, руководитель Центра альтернативного обучения «Импульс».
- Асем Маратовна, расскажите, пожалуйста, как Вы попали в программу «Атамекена»?
- Я сотрудничаю уже давно с «Атамекеном», именно с отделом развития человеческого капитала: помогаю предприятиям открыть у себя на базе учебные центры. То есть если проблема с нехваткой кадров, если вообще текучесть кадров, то предприятие таким образом может решить эту проблему, если на базе у себя открывает учебный центр. Я прихожу как консультант и помогаю организовать учебный процесс. Можно сказать, что я связующее звено между «Атамекеном», Центром занятости и предприятием: помогаю им собрать пакет документов, чтобы предприятия как учебные центры вошли в Реестр НПП «Атамекен».
В этот раз Палата предложила мне выставить свою кандидатуру в качестве бизнес-тренера в программе по повышению квалификации преподавателей ТиПО, которые ведут дисциплину «Основы предпринимательской деятельности». Я успешно прошла собеседование и в начале августа отправилась на 5-дневную подготовку в Нур-Султан.
- Пару слов об обучении в столице: как это было?
- Было круто! Нас было почти 70 человек со всего Казахстана, обучали нас бизнес-тренеры «Атамекена», которые задействованы не только в НПП, но и в различных престижных университетах, элитных школах как бизнес-тренеры по основам предпринимательской деятельности. У каждого бизнес-тренера был свой день, свой час. По окончании обучения мы все защитились, презентовав свои мини-уроки, и получили сертификат о том, что мы можем обучать и повышать квалификацию преподавателей, в моем случае - системы ТиПО. С 19 августа я уже приступила к своей деятельности в рамках договора с «Атамекеном».
- Что входило в программу обучения преподавателей и какая основная задача была поставлена перед Вами?
- Программа обучения составила 80 часов, в нее вошли и теория, и практика, но больше методика. Ко мне пришли преподаватели колледжей, среди которых были и те, которые преподают этот предмет, и те, которые вообще никакого отношения к нему не имеют. Дисциплина «Основы предпринимательской деятельности» преподается в некоторых наших колледжах уже 3 или 4 года - например, в Колледже Кумаша Нургалиева. Стоит отметить, что типовая учебная программа была разработана преподавателем этого колледжа Заграничной Ольгой Анатольевной и была утверждена Министерством образования. «Атамекен», зная об этом, поставил перед нами такую задачу: «Это здорово, что и преподаватели есть, которые могут вести этот предмет, и студенты, которые получают эти знания. Но мы боимся, что это ведется все академически, то есть как мы привыкли - лекции, практика, семинары, - вот на таком уровне. Мы бы хотели, чтобы все-таки наши преподаватели вели этот предмет более свободно, творчески - именно как тренинги. И вот ваша как раз основная задача - передать методику преподавания этого предмета». Естественно, у меня это сразу осело в голове. Я думаю: значит, меньше теории, больше практики и больше игровых форм обучения, чтобы была вовлеченность. А каким образом такую задачу можно реализовать? - Только если я вовлеку самих же преподавателей в этот процесс.
- Сколько у Вас было обучающихся, из каких колледжей и по каким дисциплинам?
- У меня было 17 человек в первом потоке из разных колледжей, из разных районов, в основном из Усть-Каменогорска. 10 дней я их обучала, по 8 часов в день. Они, конечно, были немножко в шоке в первый день, потому что это было время перед учебным годом, когда хочется еще немножко отдохнуть. Я все это понимаю, но объяснила им, что это необходимо. Мои слушатели были в основном преподаватели экономики, бухгалтерского учета, права, истории Казахстана и общепрофессиональных дисциплин.
- Где было организовано обучение?
- Обучение моей группы происходило на базе Усть-Каменогорского колледжа сферы обслуживания. Они молодцы - предоставили нам 4 большие аудитории, с интерактивной доской, во всем нам помогали, все, что требовалось, нам предоставляли. Мы им очень благодарны, директору и его заместителям прямо отдельное спасибо!
- Как скоро Ваши подопечные начали погружаться в предмет?
- В первый же день. У нас была тема о том, кто такой вообще предприниматель, какими личными качествами и манерой поведения он должен обладать? А самый острый момент был, когда они писали, какими личными качествами и манерой поведения обладает не предприниматель. Они же не предприниматели, понимаете?! «Атамекен» говорил о том, что наша задача - чтобы наши преподаватели, которые пойдут к студентам, попытались поменять их мышление, чтобы они стали более свободными, чтобы они знали, что государство выделяет очень много средств для поддержки бизнеса, чтобы понимали, что стать бизнесменом возможно. Конечно же, мы не говорим, что каждый выпускник должен стать предпринимателем, но что есть возможность попробовать - они должны это понимать. И, конечно же, я для себя сразу решила, что прежде чем поменять мышление студента, мне нужно поменять мышление моих преподавателей. И вот я пыталась это сделать. На каждом уроке я говорила о том, что это возможно, что это просто, и это получалось, эффект есть. Конечно, не все 100% полностью вовлеклись, но вот эта легкость - она появилась ... Так вот, им очень сложно было, когда они перечисляли личные качества не предпринимателя, потому что это они через себя прогоняли, они себя описывали, и они понимали, насколько это отличается от их образа жизни и мыслей, и им было грустно от этого. То есть был поначалу некий психологический барьер. Конечно же, я проводила с ними различные игры, практические занятия, использовала психологию. И в последний день обучения они сказали, что больше всего в их памяти отложились вот эти все игры, погружения в мозговые штурмы, фасилитация.
- Значит, они сами в итоге признали, что данная методика преподавания более эффективна?
- Да! Преподаватели с опытом говорили, что они очень много взяли инструментов по методике с наших занятий. Им понравилось, что я все время устанавливала обратную связь, и они это решили взять на вооружение. А на молодых преподавателях, которые только пришли в колледжи, я как раз и попыталась поменять мышление. Надеюсь, что они это все внедряют, тем более что с моей стороны идет сопровождение, то есть они мне звонят, спрашивают советов. Конечно же, я поделилась с ними и своими материалами, и материалами «Атамекена», поэтому они хорошо вооружены.
- Одна из интереснейших и прогрессивных тем в Вашем курсе носит японское название «икигай», что означает «смысл жизни, поиск предназначения». Расскажите об этом, пожалуйста.
- Я этим икигаем завершила свой курс. В Нур-Султане нам его не преподавали, но он есть в конспекте и раздаточном материале. А я узнала об икигае еще раньше, когда была на обучении у Европейского банка реконструкции и развития. Мне тогда он очень понравился, и я решила, что должна поделиться этим знанием со своими обучающимися.
Схема икигая - это 4 пересекающихся круга. Первый круг - это то, что я умею делать; второй - то, что я люблю делать. На пересечении этих двух кругов мы получаем страсть. Далее: на пересечении кругов «я люблю это делать» и «это помогает людям» получаем результат «это моя миссия»; на пересечении кругов «это помогает людям» и «я на этом зарабатываю» получаем «бизнес»; на пересечении «я зарабатываю» и «я умею делать» получаем «работу». И я преподавателям объясняю: смотрите, вот вы умеете доносить свою информацию до студентов и вы за это получаете заработную плату. Что вы делаете? - Работаете. Вы умеете делать, вы зарабатываете и вы любите это делать - значит, что получается? - Вы работаете со страстью. Представьте теперь еще один круг: вот вы умеете, любите, зарабатываете и помогаете своим студентам, допустим, найти себя. Вы что получаете? - Свою миссию, свое предназначение. И у вас чего только не хватает? - Бизнеса. И я попросила: донесите, пожалуйста, до ваших студентов, что нужно жить вот в этом состоянии икигая, что нужно найти свой икигай, когда ты умеешь это делать, любишь это делать, приносишь людям пользу и на этом зарабатываешь. Все четыре круга должны быть, если хоть один выпал - это уже не икигай. Им это было очень интересно, они были просто в восторге!
- Второй поток преподавателей Вы обучали в Семее?
- Да, в сентябре прошло обучение второго потока на базе Колледжа бизнеса и сервиса в городе Семей. И тоже, кстати, я завершила свои лекции икигаем. Такая восторженность у всех во взгляде была - все хотели этого икигая! Я говорю: вы же понимаете, что вы сейчас пойдете к своим студентам, что вы вот прямо сейчас не кинетесь открывать свой бизнес; ваша задача - все то, что вы получили от нас, передать своим студентам и их «заразить», сделать их более интересными, поменять их мышление.
В общем, методика была необычная, нескучная, я сама получила большое удовольствие от этого обучения. А преподаватели в итоге сказали: «Побольше бы нам таких курсов!»
- И последний вопрос. В социальной сети недавно муссировалась тема о том, должны ли учителя обучать основам предпринимательской деятельности. Некоторые считают, что это должны делать действующие предприниматели. А каково Ваше мнение на этот счет?
- Если преподаватель, которого отправили повышать квалификацию, человек увлеченный и постоянно занимается саморазвитием, тогда он действительно способен дать своим студентам ту энергию, которую получил от бизнес-тренера. Но вообще по предмету «ОПД» не обязательно иметь педагогическое образование. Если бы предприниматель решил, что готов стать для молодежи наставником, он бы мог пройти такие же курсы, что и наши преподаватели, получить нужные инструменты и техники по методике - и вперед!
Оставьте комментарий:
Комментарии: